Используя наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее...
Ок, больше не показывать

Тест-драйв Volvo XC40: кроссовер для людей

Саша Столяров, главный редактор
4 декабря 2020 • Тест-драйв
Фото: Роман Вышников

У самого компактного шведского кроссовера конкурентов на российском рынке предостаточно. Некоторые из них заждались смены поколения, некоторые не имеют аналогичных опций и функций, а некоторые продвигают совсем другие ценности.
Приведенные цифры (включая стоимость и скидки) верны на дату публикации материала.

Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию
Но и Volvo XC40 нельзя назвать идеальным. Blog.Autospot проехал за рулем шведского кроссовера почти 500 км и восхитился эргономическими решениями, смирился с компромиссами и понял, чего не хватило XC40, чтобы стать идеалом.
В этой статье:

Что на тесте

У нас на тесте побывал черный кроссовер с начальным дизельным мотором D3 с полным приводом и в комплектации R-Design. Мощность двухлитрового турбодизеля составляет 150 л. с., момент — 320 Нм. Автомобиль оснащается полным приводом и «автоматом» Aisin с восемью ступенями. «Обувка» — зимние Bridgestone Blizzak DM-V2 размерностью 245/45 R20.
Это лишь сухие вводные данные, которые не могут ответить на вопрос, что же помогло Volvo XC40 завоевать престижную награду Car of the Year в 2018 году — первую в истории шведского бренда. И это в сегменте, где полно популярных конкурентов.
При проектировании этого автомобиля компания Volvo отступила от рецептов, с помощью которых были созданы старшие кроссоверы. Если XC60 является чуть уменьшенной копией XC90, то младшенький в семействе XC40 скроен по совершенно новым лекалам благодаря платформе CMA вместо взрослой SPA у старших моделей. В Volvo решили, что компактный кроссовер для более молодой аудитории должен выделяться на фоне более строгих и консервативных «шестидесяток» и «девяностиков».

CMA — компактная модульная платформа, чье название так и расшифровывается (Compact Modular Architecture), и которую можно найти в России в свеженьком Geely Tugella или в недоступном для нас электрокаре Polestar 2.
Платформа действительно отличается гибкостью. Она почти полностью масштабируется: единственным фиксированным расстоянием в ней является отрезок от педального узла до передних колес.

Популярное

Дизайн — не только внешность

Немного «сердитый» дизайн экстерьера Volvo XC40 с «нахмуренными» фарами и кубическими формами идет вразрез с тем, что мы видим на XC60 и XC90 — и это хорошо. Трудно себе представить крупный XC90, сжатый до размеров компакт-кросса.

И все же выразительная морда XC40 контрастирует с пустоватой задней частью с минимумом деталей: здесь глаз цепляется разве что за фирменные фонари-плечи, напоминающие о хетчбэке С30.
R-Design — исключительно дизайнерский пакет, ценность которого на этой модели сомнительна. Он добавляет черную решетку радиатора, подводит глянцем «губу» переднего бампера, а задние стойки отмечает штампованной надписью. Но за 35 500 руб. можно дополнить его более жестким спортивным шасси.

Самое интересное — внутри! Салон «сороковника», несомненно, шведский, но изредка пытается говорить по-чешски, «по-шкодовски». В нем невообразимое количество всевозможных емкостей для хранения всего подряд: от мелочи, ключей и телефонов до мусора и пустых пластиковых бутылок.

Даже под водительским сиденьем есть выдвижной ящик, в который можно положить блокнот или маленький планшет. Я так и не придумал, что еще там можно хранить. Правда, этот ящик входит в пакет Versatility, который также включает в себя электропривод крышки багажника, бесключевой доступ, держатель для сумок в багажнике и сетку для него же. Стоимость пакета составляет 80 600 руб. Ничего себе!
В нашем тестовом экземпляре комбинированная обивка из черной кожи и нубука сочетается с морковно-кирпичным салоном и черным потолком. Комбинация придется по вкусу далеко не каждому, но со временем перестаешь обращать внимание на вырвиглазный цвет пола, который обойдется в 19 300 руб.

Приятной мелочью стало решение с лючком бензобака: чтобы заправиться, нужно просто открыть сам лючок, крышку откручивать не надо — ее нет. Очень простое, функциональное и очевидное решение, которое хочется видеть и на других автомобилях.
Еще одно эргономическое решение, которое больше нигде не встречается, связано с подушкой безопасности. Все привыкли, что пассажирская подушка отключается с помощью ключа. Но в эпоху «беспроводных» ключей и запуска мотора с кнопки не хочется лишний раз возиться с железкой в брелоке. Поэтому инженеры Volvo сделали нормальный безопасный переключатель. Нужно потянуть за него и переставить, а потом нажать ОК на приборной панели. Ключ для этого не требуется.
Задние двери кроссовера имеют необычную форму с «плавником» у зоны остекления. Внутри на всех боковых стеклах имеются странные пухлые пластиковые окантовки, скругляющие углы проемов. Они особенно бросаются в глаза, если опустить стекло.
В багажном отделении есть складывающийся домиком пол, который поможет с транспортировкой пакетов. В дополнение к нему есть множество крючков и сетка. В правой части багажника находится небольшое углубление, в котором можно возить канистру масла или воды.
Но есть у всех Volvo одна киллер-фича, которую даже не сразу замечают люди, впервые севшие за руль. Это стеклоочистители со встроенными форсунками для полива ветрового стекла.

Система работает настолько незаметно, что не сразу понимаешь, что произошло. Нажимая на рычаг, ожидаешь, что сейчас лобовое покроется брызгами омывайки, а «дворники» смахнут их вместе с грязью. Только не в Volvo — форсунки расположены на щетках и поливают их же.
На практике это позволяет не ограничивать видимость зимой во время движения, когда из-под колес других автомобилей летит грязь: лобовое стекло чистится «мокрыми» щетками, а не забрызгивается омывайкой на ходу.

Чтобы форсунки не мерзли зимой, можно приобрести пакет Climate 1 с их подогревом и обогревом руля за 19 200 руб. Более продвинутый Climate 2 добавит парковочный подогреватель на топливе с таймером для приложения Volvo On Call и подогрев заднего дивана за 83 300 руб.

Почему XC40 — бюджетный Volvo

У самого доступного Volvo отсутствуют атрибуты успешности и уникальности более дорогих моделей бренда. Бросается в глаза упрощенная центральная консоль между передними креслами. Подстаканники по-прежнему располагаются продольно: один позади другого, но их уже не прикрыть шторкой с красивой отделкой.

Нет здесь и кубика, поворотом которого запускается двигатель на других моделях, а ездовые режимы выбираются не граненым барабаном, а обычной кнопкой.
Урезали бюджет и на оформление руля: глянцевые панели с кнопками заменили более простые матовые. И это хорошо, потому что руль выглядит аккуратнее и чище, поскольку не так быстро заляпывается отпечатками пальцев. Баранка руля осталась той же самой, а центральная часть у XC40 чуть меньше и «квадратнее».

В самом маленьком Volvo — самый маленький рычаг переключения передач. Он нефиксируемый и имеет непривычную механику управления: чтобы из «паркинга» переключиться в «драйв», нужно щелкнуть им дважды, проходя через нейтраль. И так — постоянно. Из «драйва» в «реверс» — та же история. Если пытаешься поставить автомобиль в тесное парковочное место, постоянные переключения с двойным щелчком начинают раздражать. Пожалуй, это самый серьезный недостаток эргономики всего автомобиля.
Кстати, за доплату доступен рычаг КПП из настоящего хрусталя от компании Orrefors. Прямо скажем, выглядит это нелепо и неуместно именно в этой модели, но некоторым такое оформление и правда нравится.
Многих водителей бесит функция start-stop, которая глушит мотор на светофорах. Я ее тоже иногда отключаю, чтобы не травмировать стартер-генератор в пробках. В Volvo XC40, как и в любом другом Volvo, отключить эту функцию по кнопке не получится. Нужно лезть в меню мультимедиа.

Как едет

В целом ощущения от управления Volvo XC40 напоминают о корейских кроссоверах. Практически пустой руль поглощает большую часть вибраций и отдачи, но при этом руление на XC40 максимально предсказуемое и понятное. Оно опресняет ощущение кайфа от вождения, но никак не убивает его напрочь, как это делает большая часть «корейцев». Но XC40 рулится чуть «тяжелее», чувствуется солидность конструкции.
Управляемость Volvo XC40 лучше всего описывается словосочетанием «золотая середина». Подвеска адекватно гасит крены в поворотах, неплохо себя показывает на неровностях трассы при крейсерской скорости, но зажимается и «лягается» на низких скоростях во дворе или на валиках лежачих полицейских. «Лягается», но не «козлит»: сзади установлена многорычажка, которая сглаживает удары.
Интересно, что среди всех конкурентов в сегменте компакт-премиум SUV у XC40 самый большой клиренс: 211 мм. Тем удивительнее послушность и адекватность автомобиля. Ближе всех по дорожному просвету к нему, как ни странно, подобрался не немецкий соперник, а «британская кошка» Jaguar E-Pace со своими 204 мм. «Немцы» BMW X1 и Audi Q3 даже до 190 мм не достали, а Mercedes-Benz GLA и вовсе «застрял» на 143 мм.
Дизельный движок объемом 2,0 литра и мощностью 150 сил хорошо слышен в салоне при разгоне. Лязг агрегата с легкостью пробивается в салон сквозь шумоизоляцию, которую не назовешь слабой. И это, пожалуй, единственный его крупный недостаток.

Расход топлива в среднем чуть превышает 7,0 л/100 км, а если отдавать предпочтение езде по трассе, то и вовсе будет колебаться в районе 6,6–6,8 литра. В городских пробках и заторах он не достанет и до отметки 7,5 л / 100 км.

Правда, это в большей степени относится к экономичному и стандартному режимам езды. Выбрав Dynamic, можно слегка приподнять средний расход, если увлечься гашеткой. Но лишь слегка: на 0,2–0,3 литра максимум.
Как и все остальные модели бренда, Volvo XC40 оснащается восьмиступенчатым «автоматом» японской компании Aisin, который рассчитан на максимальный крутящий момент 380 Нм. Этого хватает с запасом: дизельный двигатель выдает всего 320 Нм. И это самый скромный показатель среди дизельных конкурентов: у аналогичных по агрегатам BMW X1 и Jaguar E-Pace — 350 и 380 Нм соответственно.

Комфорт и вместительность

Устроиться за рулем Volvo XC40 можно без проблем: спина в нем отдыхает, боковые упоры не поддерживают. Радует и изменяемая длина сиденья с механической настройкой. Но это спереди. А сзади — мягкое сиденье дивана контрастирует с жесткой спинкой, наклон которой фиксирован.
У данного кроссовера колесная база достигает 2702 мм: это показатель комфортабельности салона. Несмотря на кажущуюся внешнюю куцесть, Volvo XC40 обладает самым просторным задним рядом среди конкурентов по месту в плечах, а по пространству «для головы» уступает капельку лишь BMW X1. В общем, задние пассажиры биться локтями друг о друга не будут. К тому же, для них предусмотрен выдвижной подлокотник с парой подстаканников.

Объем багажника XC40 далеко не самый большой в классе: всего 460 литров. Меньше только у Mercedes-Benz GLA, а у остальных объем выбрался за пределы 500 литров. Однако нельзя сказать, что там нет места: это вполне емкий отсек для автомобиля C-сегмента. Его максимальный объем, благодаря сложенным креслам, достигает 1328 литров.

Мультимедиа, «цифра» и гаджеты

Развлекательная система Volvo Sensus в 2013 году произвела фурор, который был усилен и общим впечатлением от нового фирменного дизайна марки. Большой вертикальный экран с кучей настроек копировал механики набиравших тогда популярность планшетов.

Сегодня нарочитая монохромность почти всех меню вызывает некоторое недоумение, но ждать осталось недолго. Volvo уже работает над новым поколением своей мультимедиа, которая будет основана на ОС Android. Вероятно, мы увидим ее уже в 2021 году вместе с новым поколением XC90. Будем надеяться, она будет покрасочнее и повеселее, хотя это и не укладывается в принципы «скандинавской меланхолии».
И все же надо отдать должное инженерам шведской компании: нынешняя мультимедийка была создана «на вырост» и до сих пор остается вполне актуальной. Не хватает разве что веселеньких обоев.

Расцветки поярче есть на цифровой приборной панели, на которой можно выбрать одну из трех тем оформления. На ней же доступна мини-карта, которую можно сменить на интерфейс радио или медиа-плеера.
Под дисплеем мультимедийки и блоком управления музыкой и некоторыми функциями располагается просторная ниша с парой USB-портов. Один из них предназначен для зарядки, второй — для подключения Apple CarPlay или Android Auto через смартфон.

Второй USB-порт при этом «продается отдельно» и доступен в составе пакета Navigation Tech за 87 500 руб. Очевидно, что в него входит и навигационная система Pro.

За 20 000 рублей можно приобрести резиновый коврик беспроводной зарядки для смартфонов в нишу с USB-портами. В него идеально помещается смартфон Apple размерности Plus или Max или другие смартфоны-«лопаты». Зарядка идет очень быстро, но и смартфон заметно нагревается. Важно помнить, что постоянно держать смартфон на беспроводной зарядке вредно для аккумулятора, но удобно для водителя.
Другая функция из разряда комфортабельных — Pilot Assist — также продается за доплату в пакете Driver Assist вместе с системой мониторинга слепых зон BLIS. Цена пакета составляет 140 400 рублей.

Откровенно говоря, нескромно за технологию, которой почти десяток лет (у Volvo). По сути, это автопилот второго уровня, который именно что Assist: продвинутый адаптивный круиз-контроль с системой удержания автомобиля в полосе. Работает он на скорости до 130 км/ч, но умеет самостоятельно останавливаться и стартовать в потоке автомобилей. Обольщаться не надо: знаки система распознает, но никак на них не реагирует.

Assist предлагает держать руки на руле и «ругается» если отпустить руль примерно на 30 секунд, а если его не брать, то просто выключает систему под визг всех возможных систем безопасности.

На пороге обновления флагманского кроссовера XC90, который явно получит новое поколение «полуавтопилота», актуальная версия видится устаревшей и не стоящей своих денег — достаточно будет адаптивного круиза по более скромной цене, но он не доступен отдельно.

Приложение Volvo On Call — приятное дополнение к автомобилю, но его функционал скуден. Можно узнать локацию автомобиля, запас хода на остатке топлива, открыть или закрыть двери, моргнуть фарами и просмотреть историю поездок с расходом топлива. Полезной функцией стали уведомления о том, что кто-то другой открыл машину.

Самая полезная функция — планировщик запуска мотора. Задаем расписание, и автомобиль автоматически заводится, например, каждое утро в 7:15. Запустить движок и прогреть салон можно и вне расписания, задав таймер. Максимум 15 минут, после которых движок сам заглохнет.

Но, честно говоря, хочется большей интеграции приложения с инфраструктурой. Например, чтобы можно было заправить автомобиль, не выходя из салона.

Сколько стоит

Марка Volvo никогда не позиционировала себя как бренд доступных автомобилей. Оттого и ценник у нее не самый демократичный. Наш экземпляр, нашпигованный под завязку технологиями и аксессуарами, достает до 3,7 млн руб. В каталоге Autospot можно посмотреть цены на любого конкурента Volvo XC40. На шведский кроссовер с дизельным движком мощностью 150 сил цены начинаются от 2 992 300 руб.
Уверен, что в больших городах самые доступные Volvo уже довольно часто встречаются. Где-то — чаще флагманских XC90. Рецепт популярности XC40 в сильном дизайне, почти безупречной репутации бренда, экономичных и надежных моторах и качественно проработанном интерьере.
Читайте краткие версии статей в телеграм
Нажимая «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных
Новые материалы в вашей почте

Вам также понравится: