Используя наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее...
Ок, больше не показывать

Автомобильный социализм, экология и борьба с водителями: как Минтранс пересажает автолюбителей в автобусы

Фёдор Григорьев, Саша Столяров
9 декабря 2021 • Обзор
Автомобильный социализм, экология и борьба с водителями: как Минтранс пересажает автолюбителей в автобусы
Фёдор Григорьев, Саша Столяров
9 декабря 2021 • Обзор
  • /
  • /
В начале декабря на сайте Минтранса был опубликован документ, который описывает транспортную стратегию России до 2035 года. Мы изучили ее в подробностях и расскажем, что она будет значить для рядовых водителей, что для них изменится, и как может усложниться жизнь.
Приведенные цифры (включая стоимость и скидки) верны на дату публикации материала.

Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию
Сама стратегия предусматривает огромное количество мероприятий, основная цель которых сделать передвижение на всех типах транспорта более комфортным и безопасным. Она построена вокруг нужд и интересов пассажира.

А вот методы достижения целей у многих вызвали вопросы. К примеру, большая роль отводится контролю за неэкологичными транспортными средствами. Разумеется, у нас в стране их предостаточно.

Когда подешевеют автомобили? Покупать сейчас или подождать?

В стратегии указано, что в РФ на данный момент насчитывается 45 млн легковых автомобилей, средний возраст которых 13,9 года, и при этом 59% автопарка старше 10 лет. То есть эти автомобили в лучшем случае имеют эко-стандарт Евро-5, который вступил в силу в 2009 году. Полагаем, из этих 59% таких машин ничтожное меньшинство, а преобладает среди них Евро-3 и Евро-4.
Кроме того, в документе сказано, что личный транспорт в России — основное средство для передвижения. Авторы почему-то связывают это с низкой стоимостью владения автомобилем, а не с низкой доступностью общественного транспорта и слабо развитой инфраструктурой.

Петр Шкуматов
координатор общественного движения «Синие ведерки»
«В транспортной стратегии прямо прописано, что с владельцами личного транспорта начнут бороться по всей стране, ограничивая движение легковых автомобилей. Например, количество полос продолжат уменьшать в пользу велодорожек и тротуаров. В качестве безальтернативного способа передвижения указан общественный транспорт — это стратегический замысел», — считает Пётр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки».
Вернемся с экологии: в стратегии также указано, что в 2019 году 61% всех вредных выбросов в атмосферу генерирует именно дорожный транспорт. Разумеется, для борьбы с загрязнением выбран был именно автомобильный транспорт, но метод странный.
«Тем не менее полностью проблему загрязнения путем обновления автопарка решить невозможно, в том числе потому, что до 82 процентов выбросов взвешенных частиц происходит не из выхлопных газов, а за счет стирания дорожного покрытия и составных частей автомобиля», — говорится в документе.

Что будет с ценами на автомобили перед Новым годом: ждать или покупать?

То есть единственным способом решения этой проблемы авторам видится увеличить количество перевозимых человек в одном транспортном средстве, а говоря проще, развитие общественного транспорта. И, разумеется, ограничение свободы передвижения для наименее экологичных ТС.

Петр Шкуматов
координатор общественного движения «Синие ведерки»
«Предполагается что к 2035 году у нас останется минимум личных машин, и все мы станем ездить на пока несуществующих автобусах из периферии в центр. <...> Скорее всего, репрессии начнутся с «грязных» автомобилей, экологический класс которых ниже Евро-3. Появятся запреты на въезды в города или в отдельные их районы. Хотя следует понимать, что где сегодня часть города, там завтра и весь он. Неэкологичный транспорт оттеснят на периферию, за пределы агломераций. Первой запрещать движение старых автомобилей, очевидно, будет Москва – все подобные транспортные эксперименты начинаются со столицы», — полагает Шкуматов.
Разумеется, не забыли и про альтернативные виды топлива. В рамках стратегии предлагается построить буквально сотни тысяч зарядных станций для электромобилей. И это только на европейской части России. Крупнейшие магистрали страны оборудуют не только зарядками, но и сервисами для обслуживания электрокаров и пунктами утилизации батарей.

Антон Шапарин
член Совета в Общественный совет при ГУ МВД России по Москве и вице-президент Национального автомобильного союза
«Porsche хочет сохранить свои ДВС, а выбросы компенсировать при производстве синтетического топлива. Цены уже через несколько лет будут сравнимы с текущими европейскими на обычный бензин. Toyota продолжает продвигать водородные Mirai, компенсирует 15 тысяч долларов на топливо. А где и за сколько утилизировать использованные батареи, так никто системно и не ответил», — говорит Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза.
По его мнению, стратегия не учитывает возможные варианты развития будущего и более полезным было бы сделать упор на реальной утилизации устаревшей части автопарка, направив на это средства с утилизационного сбора. Напомним, что на данный момент в стране действует утилизационный сбор, входящий, по сути, в стоимость каждого нового автомобиля, но самой утилизации авто у нас так и не наладили с 2014 года, когда ввели сбор.

Популярное

Кроме того, Шапарин предлагает стимулировать обновление автопарка субсидиями и льготами на покупку экологически чистого транспорта. А также ввести норматив по обязательному обеспечению городов дорогами на уровне европейских мегаполисов, отказ от строительства «человейников».
Действительно, кажется, что документ, представленный Минтрансом, оторван не только от реальности, но и от будущего. В нем предполагается усиленное развитие дорожно-транспортной сети малых городов. Упомянут даже полузабытый проект «Меридиан» — скоростной трассы, которая должна пройти через Смоленск, Москву, Казань, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Омск, Иркутск и соединить Белоруссию и Казахстан.

Экспертов одинаково пугает упор на общественный транспорт, который сделан в стратегии.

Петр Шкуматов
координатор общественного движения «Синие ведерки»
«В большинстве российских регионов и в маленьких городах, особенно, если чуть отъехать от районных центров, физически отсутствует общественный транспорт. Там вообще очень тяжело жить без собственного автомобиля. Тем не менее, программа предполагает колоссальные инвестиции в развитие общественного транспорта и, в частности, в закупку подвижного состава», — говорит Пётр Шкуматов.

Самые надежные автопроизводители 2021


Антон Шапарин
член Совета в Общественный совет при ГУ МВД России по Москве и вице-президент Национального автомобильного союза
«Уровень автомобилизации — около 315 авто на 1000 граждан, по Росстату (согласно документу стратегии, 307 авто, — прим. ред.). В Германии 555 авто на 1000 жителей, в США почти 800. Таким образом, нам надо бы ещё расти и расти даже до среднего европейского уровня. В наших городах плотность дорожной сети в несколько раз ниже, чем даже в европейских столицах, молчу про американские города. Собственно, здесь и находится реальная причина упора на общественный транспорт. Парк обновить не позволят экономика и непродуманная госполитика, автомобилей слишком мало по той же причине. Дороги строить дорого, а жилье — выгодно, в итоге, будут строить именно его. Так что причина одна, это деньги, конечно же», — утверждает Антон Шапарин.
Читайте краткие версии статей в телеграм
Нажимая «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных
Новые материалы в вашей почте
В материале использованы изображения: @deklerph,  @zenitarka, @mikofilm@rawpixel-com

Вам также понравится: