Используя наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее...
Ок, больше не показывать
Close

Эксперты поспорили о новой методике расчета стоимости ремонта по ОСАГО

Фёдор Григорьев, редактор
23 сентября 2021 • Страхование
Эксперты поспорили о новой методике расчета стоимости ремонта по ОСАГО
Фёдор Григорьев, редактор
23 сентября 2021 • Страхование
В России меняется методика подсчета стоимости повреждений в авариях. Для определения выплат по ОСАГО страховщики получат новые региональные справочники цен на запчасти, материалы и сервисные нормо-часы. Данные будут обновляться каждые три месяца.

Банк России отменил действовавшую почти семь лет систему определения выплат на ремонт пострадавших в ДТП автомобилей. Новое положение N755-П вступило в силу 20 сентября. В первую очередь реформа призвана навести порядок со справочниками средней стоимости запасных частей, которые формирует Российский союз автостраховщиков (РСА). Каталоги нового образца появятся в марте 2022 года.
Приведенные цифры (включая стоимость и скидки) верны на дату публикации материала.

Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию

Региональный порядок

Расчет стоимости ремонта аварийных машин был камнем преткновения и больной темой для многих автовладельцев еще до появления трех каталогов с ценами на запчасти, материалы и нормо-часы. Страховщики могли выписывать недостаточную или вовсе смешную компенсацию, объясняя ее амортизацией и износом техники. Часто споры между компаниями и клиентами выливались в судебные разбирательства. Продолжаются они и сейчас. По данным издания «Коммерсантъ», за первое полугодие 2021-го, количество тяжб сократилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но по факту их по-прежнему много — 29,3 тысяч дел против 34,8 тысяч.
Справочники должны были внести ясность в ценообразование, но и у них имелись недостатки. Один из главных — плавающая стоимость запчастей. Прайс на одну и ту же деталь мог существенно отличаться, поскольку на рынке есть априори дорогие оригинальные и почти всегда более дешевые неоригинальные компоненты.

Теперь у каждого региона страны появятся свои справочники с локальными ценами. Средний прайс выведут на основе информации как минимум пяти интернет-магазинов. Данные планируют обновлять раз в три месяца. Сейчас это происходит раз в полгода.

Реформа коснулась и «бэушных» запчастей. Если прежняя методика в отдельных случаях допускала их использование с письменного согласия страховщика и потерпевшего, то теперь о практике установки контрактных деталей и компонентов с авторазборок придется забыть.

Популярное

В чем подвох?

В теории все выглядит неплохо. Местами даже красиво. Но возникает ряд вопросов. Почувствуют ли автовладельцы нововведение? Увеличатся ли выплаты? Повысится ли качество ремонта?

Антон Шапарин
член Совета в Общественный совет при ГУ МВД России по Москве и вице-президент Национального автомобильного союза
«К глубокому сожалению, ничего диаметрально противоположного не произошло. Ничего нового не принимается. Методика как была перекошенной и совершенно не соответствующей реальности в части цен на запчасти, так перекошенной и остается. Страховые компании продолжат неадекватно оценивать ущерб. Цифры все равно будут такими же малыми, как и сейчас. Количество судебных разбирательств не изменится. Почему так происходит? Потому что Центробанк формирует методику расчета цен на запасные части, используя информацию с разных сайтов и без учета того, оригинальная это деталь или нет. Срок доставки тоже не принимается во внимание. Для того чтобы повернуть систему лицом к водителям следовало бы поступить иначе – взять цены у официальных дилеров и крупных поставщиков. Кроме того, при формировании таблицы со стоимостью всех запчастей, которой будут пользоваться оценщики и страховые компании, необходимо учитывать только стоимость имеющихся в наличии детали, а не тех, которые приедут через два-три месяца. Но, к сожалению, подобные меры сделают бизнес ОСАГО невыгодным. В настоящее время он весь строится на занижении выплат, в том числе благодаря специфике методики оценки стоимости запчастей», — говорит Антон Шапарин, член Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве и вице-президент Национального автомобильного союза.

Отмена с нюансами: что будет с техосмотром

С мнением Шапарина не согласен Пётр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки». Он считает, что новая методика упростит жизнь автомобилистов.

Петр Шкуматов
координатор общественного движения «Синие ведерки»
«Очевидно, выплаты будут больше, а ремонт качественнее. Дело в том, что запчасти растут в цене. За последний год они прибавили примерно 30% в рублях. Если справочники пересматриваются в течение полугода, как это было раньше, то к моменту истечения срока старой версии стоимость запчастей может значительно отличаться, что в свою очередь способно провоцировать конфликтные ситуации. Приказ Центробанка сбалансированный. Он фактически защищает права автовладельцев и довольно четко прописывает алгоритм формирования средней цены. Также он предписывает необходимость публикации предварительной версии справочников за месяц до их вступления в силу. Кроме того, предусмотрен претензионный механизм — если вы нашли ошибку, то можете написать в РСА письмо с требованием ее устранить. Вам должны аргументированно отказать или внести коррективы. Все это приведет к тому, что в каталогах будет содержаться максимально актуальная стоимость запасных частей. Владельцы смогут получать выплаты, которые максимально соответствуют полученным в аварии повреждениям. Но тем не менее при денежной выплате остается нюанс — это амортизация. Для возрастных автомобилей (а в России средний возраст приближается к 15 годам) действует амортизация в размере 50%. В итоге получается, что недовыплата заложена в законе об ОСАГО. Следовало давно уйти от амортизации и перейти к полному возмещению. Тем более, что в случае ремонта возмещение производится новыми запчастями», — заявил Шкуматов.
Как видите, о справедливости и эффективности новшества остается лишь предполагать. И надеяться на то, что инициатива не обернется типично российским результатом «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Читайте краткие версии статей в телеграм
Нажимая «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных
Новые материалы в вашей почте
В материале использованы изображения: @jcomp

Вам также понравится: