Используя наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее...
Ок, больше не показывать
24 января 2022 • ПДД и законы

Можно ли вернуть бракованный автомобиль дилеру: эксперт дал ответ

Фёдор Григорьев,
редактор
Со смартфоном или, скажем, с ноутбуком в гарантийный период все понятно. Их можно вернуть в салон, если вдруг возникла неисправность. Но как быть со сломавшимся новым автомобилем? Можно ли отдать его дилеру? Забегая вперед ответим — да, можно! Главное понимать, когда и при каких ситуациях законодательство позволяет это сделать.
Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию
Возвращать автомобиль продавцу разрешает статья 18 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» Закона «О защите прав потребителей». Но есть ряд нюансов. Во-первых, в случае с технически сложным товаром, которым является машина, собственник вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денег либо потребовать замену «на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены». Во-вторых, все это можно сделать в течение пятнадцати дней со дня передачи товара потребителю.

После этого срока удовлетворение требований тоже допускается, но при одном из следующих условий:

Сергей Смирнов
автоэксперт и юрист
«Конечно, у потребителя есть возможность вернуть автомобиль. Это можно сделать в течение двух недель при наличии любых не оговоренных с продавцом неисправностей. И неважно, идет ли речь о неработающем поворотнике или о перегоревшей лампочке. Но также следует учитывать, что, скорее всего, за это время человек зарегистрировал приобретение, получил документы и оплатил госпошлину. Поэтому подобный вариант не очень распространен.

Hyundai Tucson против Toyota RAV4: два литра и полный привод

Что касается возврата автомобиля или его замены и расторжения договора купли-продажи после двухнедельного срока, то это возможно при наличии существенного недостатка. То есть, такого, который неустраним вовсе, неоднократно проявляется после устранения или на устранение которого надо затратить несоразмерное количество времени и сил, в том числе финансовых».

Популярное

С первым вариантом все понятно — проблему вообще нельзя устранить. При втором сценарии, скажем, неисправна коробка передач. Агрегат починили, но проходит время, и проблема вновь напоминает о себе. Она возникла дважды, и потребитель вправе требовать расторжение договора, возврата денег или замены. Под несоразмерным количество времени, сил и финансовых затрат подразумевается следующее — на устранение неисправности, согласно регламенту завода-изготовителя, отводятся условно десять нормо-часов, но ласточка находится в ремонте две недели.
Как быть, если вдруг перестал нравиться цвет машины, сиденья и фары? Эксперт отвечает: никак, только смириться и ездить дальше. Или продать. Смена настроения не дает никакой возможности требовать расторжение договора или замены. Транспортное средство — это технически сложный товар и его, согласно отдельному постановлению правительства, нельзя просто так заменить из-за того, что не понравился внешний вид или «размер не подошел».

Разумеется, затеявшего разбирательство автовладельца ожидают определенные сложности.

Сергей Смирнов
автоэксперт и юрист
«Речь идет о дорогостоящей вещи, поэтому дилер будет всячески препятствовать расторжению договора и возврату. В цене автомобиль уже потерял, а ведь его потом нужно будет продать. Как только появляется требование от покупателя продавец по закону обязан провести экспертизу (не ней в праве присутствовать сам потребитель) и установить, является ли недостаток заводским или нет. А также существенный ли он или нет. Если эксперт приходит к выводу, что дефект не заводской, и возник он по причине неправильной эксплуатации, то тогда, конечно же, в требовании покупателю откажут. И он будет вынужден обращаться в суд. Но и там перспективы не особенно хорошие. Недостаток заводской и появился он в процессе естественной эксплуатации? Тогда никаких проблем нет. В случае, когда дилер отказывает потребителю, суд встанет именно на сторону последнего».

Что будет с микрочипами для авто в 2022 году?

Подобного рода дела достаточно частые, в том числе в судебной практике собеседника Autospot. С одной стороны это связано с тем, что никто не хочет отдавать деньги. С другой, люди стараются заработать на ситуации и идут до конца. Дело в том, что при неудовлетворении требований в досудебном порядке, когда направляется претензия, за каждый день просрочки (например, при требовании о расторжении договора купли-продажи) с дилера может быть взыскана ежедневная неустойка в размере 1% от стоимости автомобиля. Кроме того, суд присуждает 50-процентный штраф в пользу самого потребителя, если выносят решение в его пользу. На круг это может выйти, условно говоря, в 2,5 новые машины.
По словам Сергея Смирнова, с одной стороны, дилеры всячески препятствуют удовлетворению претензий, а с другой очень тщательно подстилают соломки. Если они видят, что преимущество на стороне потребителя, то, конечно, пытаются договорится мирным путем. Ведь в суде они потеряют намного больше. Тем не менее, разбирательств достаточно.

А если неисправность появилась гораздо позже? Эта история решаемая.

Какие автоновинки ждать в 2022 году


Сергей Смирнов
автоэксперт и юрист
«Завод-изготовитель несет ответственность как по гарантийным, так и послегарантийным автомобилям. Имеющий проблему с гарантийным товаром человек ничего не должен доказывать. Ему следует лишь указать на возникшие недостатки. Задача дилера — установить дефект и понять, откуда он взялся. После окончания срока гарантии на самого потребителя возлагается обязанность доказать, что эти недостатки возникли как раз из-за заводского брака и не являются следствием эксплуатации».
Таким образом, при возникновении доказанной заводской неисправности ответственность будет именно на производителе.
Читайте краткие версии статей в телеграм
Нажимая «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных
Новые материалы в вашей почте
В материале использованы изображения: @umby@umby

Вам также понравится: