Используя наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее...
Ок, больше не показывать
Close

Летающие автомобили: от смелых идей к «Теслам» в небесах

Фёдор Григорьев, редактор
16 июля 2021 • Подборка
Взмывающее в лазурную высь транспортное средство, которое минутами ранее колесило по дорогам… Кому-то оно покажется безумной мечтой писателей-фантастов и грезами киносценаристов. Тем не менее летающие автомобили реальны и существуют буквально испокон веков. Недавно аппарат AirCar совершил получасовой перелет между словацкими городами Нитрой и Братиславой. К концу нынешнего десятилетия компания Hyundai планирует наводнить мир подобной техникой. Удивлены? Это еще что… В нашей статье вас ждет немало откровений и чудных открытий!
Приведенные цифры (включая стоимость и скидки) верны на дату публикации материала.

Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию

Просто прикрепим крылья к автомобилю

Первая попытка скрестить сухопутное средство передвижения с небесным датируется серединой XIX века. В умах британских инженеров Уильяма Сэмьюэла и Джона Стрингфеллоу родился образ паровой машины Ariel вместимостью до 12 человек, притороченной к 46-метровому крылу. Предполагалось, что конструкция сможет развивать в воздухе до 80 км/ч и иметь радиус действия в 1600 км. Увы, дальше изображений дело не пошло — тогдашний уровень развития технологий не позволял реализовать идею.
Следующей попыткой — надо заметить, довольно прогрессивной и в определенном смысле пророческой — стал Autoplane прославленного американского авиатора Гленна Хаммонда Кёртисса. Машина представляла собой комбинацию алюминиевого кузова со 100-сильным двигателем и трех крыльев от тренировочного самолета Curtiss Model L. По задумке Кертиса, авиационные атрибуты снимались для передвижения по дорогам и ставились непосредственно перед полетом. Autoplane представили в 1917 году на Панамериканской авиационной выставке в Нью-Йорке, но показать себя в деле ему было не суждено.
Боеспособный аэромобиль появился до Второй мировой войны. Waterman Arrowbile американского изобретателя Уальдо Уотермана представлял собой крошечную алюминиево-стальную кабину с двигателем Studebaker мощностью 100-120 л.с. и съемного 11,58-метрового крыла. На дорогах общего пользования Arrowbile мог развивать до 113 км/ч, а в небе — до 190 км/ч (крейсерская скорость — 164 км/ч) и преодолевать 560 км на одной заправке. Наконец, самое главное — он действительно летал! К сожалению, интересная машина не стала серийной.
После войны все те же американцы скорректировали концепцию воздухоплавающего автомобиля. На сей раз трактовка получилась весьма недвусмысленной. Компания Consolidated Vultee, позже переименованная в Convair, представила ConvAirCar Model 116. К кузову машины с 26-сильным мотором крепился моноплан со своим оппозитным двигателем мощностью 90 л.с. У более позднего прототипа Model 118 он развивал 190 л.с. Аппарат мог подниматься в воздух, продемонстрировал свои возможности и даже планировался к серийному производству. Но 18 ноября 1947 года во время демонстрационного полета произошла катастрофа. Из-за неисправности датчика уровня топлива аппарат «пересох» в небе и пилоту пришлось совершить жесткую посадку. Очевидно, этот инцидент напугал разработчиков, и они закрыли программу.
Проект ConvAirCar Model 116/118 был не единственным среди себе подобных в сороковые годы. Интересно, что другие покорители земли и воздушной стихии от него заметно отличались. Присмотритесь к Fulton FA-2 Airphibian. Казалось бы, автомобилем здесь и не пахнет! На самом деле он мастерски маскируется в очертаниях самолета авторства инженера Роберта Эдисона Фултона-младшего. Передняя часть с маленькими колесиками способна ездить по дорогам, а при необходимости пристегивается к задней секции с крылом и — здравствуй, небо. Со 165-сильным шестицилиндровым двигателем Fulton FA-2 Airphibian мог развивать до 190 км/ч, иметь практический потолок 3700 метров и дальность полета 560 метров.
Aerocar 1949 года, как и упомянутые выше чудеса инженерной мысли, тоже не продвинулся дальше стадии прототипа. Интересный симпатичный аппарат инженера Моултона Тэйлора представлял собой двухместный автомобильчик с оппозитной «четверкой» мощностью 143 л.с., к которому пристегивались крылья и хвостовая часть. В небе Aerocar мог развивать до 188 км/ч, подниматься на высоту до 3,7 км и на одном баке преодолевать 480 км. Интересно, что именно этот аэромобиль стал прототипом персонажа Франца Флигенгаузена из диснеевского мультфильма «Самолеты». Тэйлор построил шесть прототипов. Один из них внешне напоминал карикатурный Jaguar E-Type.

В начале семидесятых годов создатели летающих автомобилей своими глазами увидели, насколько рискованной может быть креативная многообещающая затея. Причиной тому послужила ужасающая катастрофа с проектом Mizar от калифорнийской компании AVE (Advanced Vehicle Engineers). Конструкция выглядела не то что сомнительно — скорее, пугающе. Банальный хэтчбек Ford Pinto пытался ужиться с оппозитным шестицилиндровым агрегатом мощностью 210 л.с. и компонентами самолета Cessna Skymaster. Получалось плохо.
26 августа 1973 года крепление опоры стойки правого крыла разрушилось прямо в воздухе и Mizar пришлось экстренно сажать. Не прошло месяца после того происшествия, как разыгралась настоящая трагедия. Аэромобиль рухнул с высоты. В катастрофе погиб создатель машины Генри Смолински, который сидел за штурвалом, и вице-президент компании Харольд Блэйк.

Популярное

Klein Vision AirCar

Технологии и принципы конструирования аэромобилей существенно изменились со времен того ужасного инцидента. Летающие машины стали существенно безопаснее, что наглядно демонстрирует AirCar словацкой компании Klein Vision. Когда творение генерального директора бренда Стефана Кляйна и его команды находится в наземной конфигурации, можно подумать, что перед вами футуристический гиперкар. Завораживающий процесс превращения в самолет занимает 2 минуты 15 секунд.
Хвостовая часть сдвигается назад, сложенные вдоль кузова крылья приподнимаются и раскрываются в стороны словно у насекомого. Двигатель BMW мощностью 160 л.с. запускает фиксированный винт. AirCar готов к полету! Недавно аппарат совершил перелет продолжительностью 35 минут из аэропорта в словацкой Нитре в Братиславу. В общей сложности прототип налетал более 40 часов, поднимался на высоту до 2,5 километров и показал крейсерскую скорость 190 км/ч.

Дальше будет интереснее! Компания работает над вторым опытным образцом с 300-сильным мотором. Ожидается, что он сможет преодолевать тысячу километров при крейсерских 300 км/ч. Также Кляйн планирует трех- и четырехместную версию, а также двухмоторное исполнение и амфибию.

AeroMobil

AirCar — не первый проект Стефана Кляйна. Он участвовал в создании машины AeroMobil, которая проектируется с 1990 года, неоднократно модернизировалась и доступна к предзаказам с 2017-го. В начале нынешнего года сообщалось, что серийные версии появятся в 2023-м.
Согласно информации с официального сайте AeroMobil, в нынешней конфигурации летающая машина оснащена гибридной силовой установкой, в состав которой входит бензиновый турбонаддувный двигатель мощностью 304 л.с. На дороге она разгоняется до сотни за 10 секунд и выжимает максимальные 160 км/ч. В небе способна на крейсерские 260 км/ч и скороподъемность 6 метров в секунду. Длина в «сложенном» состоянии — лимузинные 6,1 метра. Готовая взлететь «птичка», кстати, немаленькая. Размах крыла составляет 8,8 метра. Трансформация занимает менее трех секунд.

Terrafugia Transition

Проект компании, основанной выпускниками Массачусетского технологического университета и ныне находящийся в руках китайского концерна Geely, необычен одним своим видом. Упомянутые выше аппараты пытаются хоть как-то мимикрировать под автомобили. Transition же напротив выглядит буквально самолетом, который в «походном» положении лишь складывает крыло.
Аэромобиль вмещает двоих. В сухопутном режиме он передвигается благодаря тяге гибридной силовой установке, а в небо его поднимает 100-сильная «четверка» Rotax. Максимальная скорость — 161 км/ч. Запас хода — 644 км. В этом году Terrafugia переедет из США в Китай. Получение автомобильной сертификации Transition запланировано на 2022-й.

PAL-V Liberty

Ориентировочно в 2022 году начнутся продажи голландской «стрекозы», которая уже имеет доступ на европейские дороги и представляет собой автожир — винтокрылый летательный аппарат, который использует свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт для создания подъемной силы.
Personal Air and Land Vehicle оснащен тремя колесами и двумя моторами. По обычным дорогам он перемещается со скоростью до 160 км/ч благодаря агрегату мощностью 100 л.с. В небо его отправляет 200-сильный двигатель. Среди облаков PAL-V Liberty может развить предельные 180 км/ч и крейсерские 160 км/ч. Максимальная дальность полета — полтысячи километров. На взлет машине требуется участок длиной 330 метров.
Цены на чудо-машину ожидаемо астрономические. Версия Pioneer Edition выйдет тиражом в 90 экземпляров и стоит от 499 000 евро. Исполнение Sport Edition попроще и подешевле — «всего» от 299 000 евро. Впереди у PAL-V получение сертификации в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA).

Смотрим в завтрашний день

Можно не сомневаться, что рано или поздно появится летающий гиперкар с феноменальными возможностями, словно пришедший из фантастического фильма. О том, каким он будет, наглядно дает понять сумасшедший «итальянец» Firenze Lanciare. Компания объявила о начале разработки в конце 2020-го, показала рендерные изображения и пообещала сумасшедшие характеристики.
Ожидается, что семиметровый четырехместный крейсер со складным крылом и двумя газотурбинными двигателями сможет в воздухе развивать 800 км/ч. Расчетная дальность полета — свыше 1300 км. Для передвижения по дорогам он, по предварительным данным, получит электрическую силовую установку от Tesla.
Firenze Lanciare станет ультрадорогой игрушкой, в то время как творения Hyundai станут более массовыми и доступными. Майкл Коул, глава европейских отделений марки заявил, что бренд сделал существенные инвестиции в сегмент летающих машин. По его словам, к концу десятилетия их можно будет встретить в городах по всему миру. Elantra или Sonata с крыльями — как вам такое?

Вам также понравится:

Читайте краткие версии статей в телеграм
Нажимая «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных
Новые материалы в вашей почте