Используя наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее...
Ок, больше не показывать
Close

Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой?

30 декабря 2020 • Совет
  • /
  • /
Греть или не греть, вот в чем вопрос. Это одна из самых неоднозначных эксплуатационных тем, вокруг которой сломаны миллионы копий и регулярно идут баталии. Мы решили не занимать позиции ни одной из враждующих сторон, а лишь привести аргументы приверженцев каждого лагеря. Выводы и окончательное решение за вами.
Приведенные цифры (включая стоимость и скидки) верны на дату публикации материала.

Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию
В этой статье:

Чем вредно отсутствие прогрева?

Холодный пуск, особенно в сильные морозы, считается пагубным, хотя и неизбежным событием для двигателя. По разным оценкам, не имеющим, впрочем, практического подтверждения, холодный пуск способен отнять до 200 километров ресурса мотора в зависимости от многочисленных факторов: типа, пробега и состояния мотора, вязкости залитого масла, температуры окружающей среды.

Если двигатель не прогревать, а сразу давать ему нагрузку, то, в частности, начнут страдать канавки, в которых установлены поршневые кольца. Происходит это из-за большого перепада температур между ними и быстро разогревающимся днищем поршня. Соответственно, в области канавок происходят значительные напряжения со всеми вытекающими негативными последствиями. Кроме того, моторные масла на морозе могут значительно густеть, а значит, пары трения двигателя в первые мгновения после холодного пуска находятся в неблагоприятных условиях и дополнительная нагрузка для них может быть вредна.

Как лучше прогревать?

Издание «За рулем» придерживается мнения, что после холодного пуска агрегату следует некоторое время спокойно поработать на холостых оборотах и лишь потом он готов переносить все нагрузки и тяготы. Водители часто попадают в ситуацию, когда требуется лишний раз газануть, выбираясь из сугроба, или резко «притопить», встраиваясь в транспортный поток. По мнению журнала, холодный мотор за такое спасибо не скажет, а в некоторых случаях может наградить серьезными неисправностями, например провернутыми вкладышами коленвала. Отсюда вывод: прогрев важен и нужен. Вопрос лишь в том, насколько продолжительным он должен быть, исходя совокупности таких факторов, как экологичность и экономичность.
Ответ на него был получен в ходе эксперимента с тремя вариантами процедуры. В первом случае автомобиль с 1,6-литровым бензиновым двигателем «молотил» на холостых оборотах более двадцати минут, второй сценарий имитировал запуск и движение без каких-либо церемоний, а третий предусматривал пятиминутное ожидание, пока водитель чистил стекла ото льда. С точки зрения топливных затрат на прогрев наиболее экономичным получился второй вариант, однако третий оказался лишь немногим затратнее и при этом заметно предпочтительнее в плане охраны окружающей среды. Дело в том, что сразу после запуска двигатель работает на обогащенной топливовоздушной смеси и при движении достаточно продолжительное время выделяет вредные соединения, в том числе из-за того, что каталитический нейтрализатор обдувается холодным воздухом и медленнее выходит на рабочий режим. Короткий прогрев не так сильно вредит экологии и при этом подготавливает агрегат к нагрузкам. Отдельно следует отметить, что выводить дизельный двигатель на рабочую температуру в статике, как правило, бесполезно в силу его конструктивных особенностей и более высокого коэффициента полезного действия, чем у бензинового агрегата.

Популярное

Аргументы против

По нашим наблюдениям, водители нередко греют мотор перед движением хотя бы из-за необходимости сперва очистить машину от снега и льда. Тем не менее существует устойчивое мнение о том, что дедовская процедура современным моторам не нужна и в определенном смысле вредна. В частности, ее придерживается один из крупнейших производителей моторных масел. Объяснение позиции следующее. При холодном пуске агрегат работает на обогащенной смеси. Часть топлива не успевает сгореть и стекает по стенкам цилиндров, смешиваясь в поддоне с маслом, провоцируя его окисление и деградацию. Но перед этим оно смывает со стенок цилиндров масляную пленку, в результате чего пары трения работают всухую, а износ увеличивается. Кроме того, обогащенная топливовоздушная смесь перегружает катализатор и усиливает образование нагара на форсунках и впускных клапанах.
«В сухом остатке получим, что в прогреве нет никакой практической необходимости, только тратится дополнительное топливо. Прогрев машины на месте вреден для двигателя и экологии, инструкции автопроизводителей несут верную информацию. Прогревать двигатель необходимо в движении. Вполне естественно, что прогрев в движении происходит много быстрее, чем на стоящем автомобиле. Стало быть, суммарный износ оказывается меньше. Много меньше выделяется и вредных веществ в атмосферу. Горячее масло быстрее и в полном объеме начинает выполнять свои функции», — делает вывод компания.

А что говорит закон?

Греть двигатель во дворе можно. Главное — не увлекаться. Пункт 17.2 Правил дорожного движения гласит, что «в жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест». Напомним, что стоянка — это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Для водителей, чьи машины подолгу чадят воздух, предусмотрена статья 12.28 КоАП. В ней сказано следующее: «Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей». При этом в Москве и Санкт-Петербурге придется заплатить три тысячи рублей.
Autospot — один из крупнейших в России автомобильных онлайн-агрегаторов, позволяющий приобрести нужный автомобиль в интернете без ожидания поставки. Инвесторами площадки являются, в частности, Mitsubishi Corp. и Mail.ru Group. В 2018 году через ресурс было реализовано свыше 11,5 тысяч автомобилей на общую сумму 17,9 млрд рублей. Сегодня в проекте участвуют 550 дилерских центров из 39 городов России, среди которых «Рольф», «АвтоСпецЦентр», «Автомир», Inchcape и др. Ежедневно на сайте представлены около 55 тыс. новых автомобилей от 37 популярных брендов.
Autospot — один из крупнейших в России автомобильных онлайн-агрегаторов, позволяющий приобрести нужный автомобиль в интернете без ожидания поставки. Инвесторами площадки являются, в частности, Mitsubishi Corp. и Mail.ru Group. В 2018 году через ресурс было реализовано свыше 11,5 тысяч автомобилей на общую сумму 17,9 млрд рублей. Сегодня в проекте участвуют 550 дилерских центров из 39 городов России, среди которых «Рольф», «АвтоСпецЦентр», «Автомир», Inchcape и др. Ежедневно на сайте представлены около 55 тыс. новых автомобилей от 37 популярных брендов.
В материале использованы иллюстрации: обложка — Ouch!
Читайте краткие версии статей в телеграм
Нажимая «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных
Новые материалы в вашей почте

Вам также понравится: