Используя наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее...
Ок, больше не показывать
Close

Чем отличаются AWD и 4WD и как выбрать подходящий полный привод

9 декабря 2020 • Совет
  • /
  • /
Шильдики 4WD и AWD говорят окружающим о том, что автомобиль оснащен всемогущим полным приводом. Но есть ли разница в типах систем в зависимости от обозначения? И какой тип полного привода лучше?
Приведенные цифры (включая стоимость и скидки) верны на дату публикации материала.

Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию
Каждый водитель знает, что автомобиль со всеми ведущими колесами — это благо. Он и в заваленном снегом городе выручит, и на мокрой трассе подстрахует, и уверенностью перед лицом пересеченной местности одарит, а в некоторых случаях даже позволит ее преодолеть. Другое дело, что принципиальные схемы систем полного привода могут отличаться как небо и земля, иметь свои плюсы и минусы, а заодно формировать уникальный ездовой характер. Для того, чтобы как-то провести черту между ними и указать пользователям на различия, применяются условные обозначения 4WD и AWD.
В этой статье:
Маркировка 4WD вроде бы расшифровывается как 4 (Four) Wheel Drive, но на деле все сложнее: за ней могут скрываться совершенно разные схемы и технические решения. Подтверждением тому в частности является номенклатура обозначений Toyota для своих систем.
В первом и наиболее простом варианте 4WD указывает на подключаемый полный привод типа парт-тайм (Part-time 4WD) — старейший и ныне применяемый разве что на немногочисленных специализированных внедорожниках классической конструкции с рамой и одной или двумя балками мостов. Среди наиболее характерных обладателей данной системы — УАЗы, Jeep Wrangler, Toyota Fortuner, Suzuki Jimny, Nissan Patrol Y61 и пикапы, например, Toyota Hilux и Ford Ranger.
В Part-time 4WD отсутствует межосевой дифференциал, поэтому подключение переднего моста происходит жестко, а значит, оси не могут вращаться с разными скоростями. Эта особенность накладывает ограничения на эксплуатацию: ездить в режиме полного привода по ровной твердой поверхности нельзя ввиду повышенной нагрузки на элементы трансмиссии. Передняя ось подключается в сложных дорожных условиях, например, во время снегопада или для преодоления пересеченной местности.

На российском рынке представлены разные модели внедорожников с системой полного привода типа парт-тайм, разнообразие которых варьируется от простых, сравнительно доступных и утилитарных, отечественных машин до богато оснащенных иномарок. Ознакомиться с их основными характеристиками и ценами вы можете в каталоге Autospot.

Full-time 4WD

Другой вариант толкования 4WD — это Full-time 4WD, или постоянный полный привод, который иногда называют тем самым настоящим, так как двигатель всегда вращает все четыре колеса вне зависимости от эксплуатационных условий. В схеме данного типа применяется межосевой дифференциал (свободный, самоблокирующийся или принудительно блокируемый), позволяющий колесам разных осей иметь свободный ход друг относительно друга. Если блокировка «центра» не предусмотрена, то проскальзывание колес одной из осей может обездвижить автомобиль. С принудительной блокировкой межосевого дифференциала вы получаете, грубо говоря, аналог парт-тайма.
Фул-тайм можно в частности встретить на отечественной «Ниве», моделях Audi, внедорожниках Land Rover и Toyota Land Cruiser. В случае с последними номинальное распределение крутящего момента происходит в пропорции 40/60 в пользу задней оси и может варьироваться в соотношениях от 30/70 до 50/50.
Казалось бы, почему не объединить парт-тайм и фул-тайм, получив в итоге «идеальную» трансмиссию, которая совмещала бы преимущества двух принципиальных систем? Все уже придумано, хотя решение встречается лишь у некоторых производителей. Так, например, у компании Mitsubishi есть знаменитый полный привод Super Select с межосевым дифференциалом и возможностью деактивации передней оси.
Узнать подробнее о моделях «трех бриллиантов» с постоянным полным приводом, а также их прямых конкурентах и других машинах, имеющих Full-time, вы сможете из каталога Autospot. Проходите по ссылке, знакомьтесь с характеристиками и рублевыми ценами.
Узнать подробнее о моделях «трех бриллиантов» с постоянным полным приводом, а также их прямых конкурентах и других машинах, имеющих Full-time, вы сможете из каталога Autospot. Проходите по ссылке, знакомьтесь с характеристиками и рублевыми ценами.

Популярное

Плюсы и минусы

Главные преимущества парт-тайма — это простота и надежность. Отключив передний мост и колеса со ступицами от редуктора при наличии хабов, вы получаете обычный заднеприводный автомобиль. Четыре ведущих колеса нужны не всегда, зато топливная экономичность, которая, несомненно, выше в моноприводном режиме не будет лишней. Кроме того, водительская реакция на возникновение скольжения заднеприводной машины обычно интуитивная и естественная. Почувствовать начало нештатной ситуации и вытянуть автомобиль из заноса тоже может быть несколько проще: главное не опоздать с корректирующими действиями рулем и газом. Недостатки схемы являются прямым следствием ее сильных сторон. На парт-тайме нельзя ездить по ровной сухой дороге, когда колеса не проскальзывают друг относительно друга. Он является не лучшим вариантом для чередования чистых сухих и обледенелых участков. Иногда бывают ситуации, когда водителю приходится постоянно включать и выключать переднюю ось в зависимости от характера покрытия, что опять же далеко не всегда удобно.
С фул-таймом картина обратная. Водителю не нужно задумываться о режимах полного привода: он включен постоянно и можно лишь заблокировать межосевой дифференциал, если подобное предусмотрено. Для гражданской эксплуатации Full-time 4WD кажется более простым вариантом, не требующим дополнительных действий. Впрочем, не стоит забывать о естественном пределе проходимости без межосевой блокировки и повышенном расходе топлива. Кроме того, автомобилем с Full-time 4WD нужно уметь управлять в критической ситуации: желательно понимать характер развития заноса и владеть устойчивыми навыками для борьбы со скольжениями.

AWD

Маркировка AWD (All-Wheel Drive, он же Torque-On-Demand) указывает на широко применяющуюся автоматизированную систему полного привода, в которой подключение колес одной из осей реализовано благодаря многодисковой фрикционной муфте с электронным управлением или вискомуфте. Данное решение можно встретить на львиной доле кроссоверов с поперечным расположением силового агрегата, а также на автомобилях с классической компоновкой, например, у BMW и Infiniti.
По умолчанию муфта может передавать на одну из осей небольшой процент тяги (это зависит от ее конструкции), но при пробуксовке передача крутящего момента происходит в относительно широком диапазоне и, таким образом, способна заметно поменять ездовой характер автомобиля.
Палитра моделей и модификаций, оснащенных полным приводом типа AWD, огромна. Ориентироваться в этом многообразии поможет каталог Autospot.
Палитра моделей и модификаций, оснащенных полным приводом типа AWD, огромна. Ориентироваться в этом многообразии поможет каталог Autospot.

Плюсы и минусы

Системы данного типа обычно считаются наиболее гражданскими и наименее внедорожными хотя бы из-за нередко перегревающихся муфт при буксовании в грязи и снегу. Впрочем, автомобили с шильдиками AWD отнюдь не обязательно демонстрируют беспомощность на пересеченной местности или рельефе при наличии возможности блокировки муфты и эффективно работающих электронных имитаций межколесных блокировок, которые в свою очередь используют тормозные механизмы, таким образом ускоренно изнашивая колодки и диски.
Autospot — один из крупнейших в России автомобильных онлайн-агрегаторов, позволяющий приобрести нужный автомобиль в интернете без ожидания поставки. Инвесторами площадки являются, в частности, Mitsubishi Corp. и Mail.ru Group. В 2018 году через ресурс было реализовано свыше 11,5 тысяч автомобилей на общую сумму 17,9 млрд рублей. Сегодня в проекте участвуют 550 дилерских центров из 39 городов России, среди которых «Рольф», «АвтоСпецЦентр», «Автомир», Inchcape и др. Ежедневно на сайте представлены около 55 тыс. новых автомобилей от 37 популярных брендов.
Autospot — один из крупнейших в России автомобильных онлайн-агрегаторов, позволяющий приобрести нужный автомобиль в интернете без ожидания поставки. Инвесторами площадки являются, в частности, Mitsubishi Corp. и Mail.ru Group. В 2018 году через ресурс было реализовано свыше 11,5 тысяч автомобилей на общую сумму 17,9 млрд рублей. Сегодня в проекте участвуют 550 дилерских центров из 39 городов России, среди которых «Рольф», «АвтоСпецЦентр», «Автомир», Inchcape и др. Ежедневно на сайте представлены около 55 тыс. новых автомобилей от 37 популярных брендов.
В материале использованы иллюстрации: обложка — Ouch!
Читайте краткие версии статей в телеграм
Нажимая «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных
Новые материалы в вашей почте

Вам также понравится: