Используя наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее...
Ок, больше не показывать
Close

Плюсы и минусы разных коробок передач

5 января 2021 • Совет
Что лучше: «механика» или «автомат»? Чего боится вариатор и почему все больше автомобилей оснащаются преселективными «роботами» с двумя сцеплениями? Отвечаем на эти и другие вопросы.
Приведенные цифры (включая стоимость и скидки) верны на дату публикации материала.

Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию
В этой статье:

Механическая коробка передач

«Трехпедальные» КП нынче сдают позиции: как правило, их можно встретить разве что на сравнительно доступных легковых моделях и у начальных комплектаций либо на внедорожниках и утилитарных пикапах. Нередко они применяются на спорткарах, дабы пилот полностью контролировал процесс управления. Впрочем, далеко не у каждого снаряда есть «механика»: нередко центральный тоннель украшает селектор молниеносно быстрого «робота» с двумя сцеплениями или современной АКП, на быстродействие которой не пожалуется даже взыскательный водитель.

Но одно дело — автоспорт, и совсем другое — гражданская эксплуатация. Для начинающих водителей процесс освоения «механики» и ее специфических особенностей типа риска заглохнуть или откатывания на уклоне может быть неприятным и болезненным, в чем автопроизводители сейчас совершенно не заинтересованы. Для городов с их бесконечными пробками механическая коробка передач не слишком удобна. От необходимости постоянно выжимать-отпускать педаль сцепления и переключать передачи порой устают даже опытные и ко всему привыкшие автомобилисты.
Но надо отдать МКП должное, ибо сильных сторон у нее достаточно. Конечно, агрегат можно сломать неумелыми действиями, но при грамотном обращении его ресурс в большинстве случаев очень большой. Потребление топлива у автомобилей на «механике» при прочих равных ниже, чем у машин с автоматической коробкой. Разрядилась аккумуляторная батарея? Не проблема — двигатель можно запустить «с толкача», да и буксировать автомобиль, если что, допускается сколь угодно долго. Спуск с крутого подъема, как правило, сподручнее исполнять на трехпедальной коробке передач, применяя эффективное торможение двигателем, особенно на внедорожниках с понижающей передачей. Наконец, при застревании МКП позволяет выбираться раскачкой.
Дальнейшей эволюцией «механики» является КП iMT (Intelligent Manual Transmission) концерна Hyundai-KIA, у которой отсутствует механическая связь между сцеплением и его педалью. Водитель традиционно переключает передачи вручную, отдавая при этом команды актуатору. При движении накатом iMT умеет размыкать сцепление и таким образом экономить топливо.

Автоматическая коробка передач

Старый добрый «автомат» имеет как всем известные, так и не вполне очевидные преимущества. Он лоялен к новичкам и объективно очень удобен для городской эксплуатации. Водителю не приходится постоянно дергать «ручку» и работать с педалью сцепления, которая иногда бывает довольно тяжелой. На уклонах машина с автоматической коробкой передач не откатывается, как это бывает на «механике». Что касается «узкоспециализированных» сильных сторон, то здесь следует отметить удобство «автоматных» внедорожников на слабых несущих грунтах, когда тяжело тронуться с места: агрегат позволяет плавно начать движение, разумеется, на пониженной передаче. Если предстоит подъем в заснеженную или обледеневшую гору, то АКП опять же может быть предпочтительнее «механики», так как обеспечивает ускорение без провалов, которые происходят при смене передач с участием педали сцепления.
Недостатков, впрочем, тоже хватает. Ремонт коробки передач данного типа может оказаться недешевым удовольствием, так как в ее состав входят не только шестерни, но также фрикционы, соленоиды, гидротрансформатор и электронный управляющий блок. «С толкача» двигатель «автоматной» машины не запустить. Правила буксировки следует уточнять в инструкции по эксплуатации, так как автоматические трансмиссии могут довольно сильно отличаться друг от друга. Эксперты по их обслуживанию и восстановлению отмечают, что иногда буксировка запрещена, но в большинстве случаев при процедуре следует руководствоваться правилом «не более 30 км со скоростью не выше 30 км/ч», установив селектор в положение N (нейтраль). Принято считать, что автоматы менее надежны, чем МКП, но, по нашему мнению, все отнюдь не так однозначно. Существуют как откровенно слабые, так и очень выносливые модели, достаточно устойчивые к перегреву в некоторых эксплуатационных ситуациях (например при движении в горах), способные выдерживать высокие нагрузки и даже халатное отношение владельцев.

Популярное

Роботизированная коробка передач

Противоречивые «роботы» с одним сцеплением, в которых электронные «мозги» управляют электрическим или гидравлическим приводом, избавляют водителя от необходимости выжимать третью педаль и оперировать рычагом коробки передач и демонстрируют достаточно высокий ресурс сцепления. Вместе с тем концепция автоматизированной механической коробки передач не то что лишена недостатков, а имеет ощутимые минусы.

Характер работы агрегатов данного типа таков, что смена ступеней сопровождается рывками и «клевками», порой делающими езду дискомфортной. На подъеме машина с «роботом» откатывается, поэтому водитель всегда должен быть готовым удержать машину тормозами. Впрочем, эту особенность вряд ли можно назвать серьезным минусом, в отличие от медлительных реакций на команды водителя.

Преселективная роботизированная коробка передач

Чем дальше, тем популярнее становятся преселективные роботизированные коробки передач с двумя сцеплениями. Они широко распространены на европейских автомобилях, к примеру, концерн Volkswagen Group и компания Mercedes-Benz применяют их на моделях как с поперечной, так и с продольной компоновкой силового агрегата. В числе неоспоримых преимуществ преселективных «роботов» очень высокая скорость смены передач и, соответственно, отличная динамика разгона, плавность работы и вклад в достижение хороших показателей топливной экономичности.

Некоторые модели преселективных коробок передач, в частности с «сухими» сцеплениями, не блещут надежностью, хотя считать их все «ломучими» и проблемными было бы несправедливо. Кроме того, они чувствительны к сложным эксплуатационным условиям.

Бесступенчатая коробка передач (вариатор)

Агрегат с гидротрансформатором и раздвигающимися шкивами существенно отличается по конструкции от упомянутых выше КП. Как правило, вокруг него ходит немало слухов и вымыслов. Что из них правда, а где народная молва перегибает палку? Вариаторы обеспечивают очень высокую плавность движения, отличную динамику разгона и низкий расход топлива. Но при этом имеют выраженную специфику эксплуатации, обусловленную их устройством.

Бесступенчатые коробки передач не любят агрессивный стиль вождения и пробуксовку, а еще не приветствуют долгое пребывание в пробках, когда скорости очень низкие, а передаточное отношение таково, что ремень из стальных пластин, обеспечивающий связь между шкивами, быстрее изнашивается. Резкое восстановление сцепления колес после проскальзывания тоже вредно: появляются задиры на поверхности шкивов, и в итоге вариатор начинает пробуксовывать при ускорениях. Наконец, с большими и мощными двигателями эти КП не очень хорошо уживаются.
Autospot — один из крупнейших в России автомобильных онлайн-агрегаторов, позволяющий приобрести нужный автомобиль в интернете без ожидания поставки. Инвесторами площадки являются, в частности, Mitsubishi Corp. и Mail.ru Group. В 2018 году через ресурс было реализовано свыше 11,5 тысяч автомобилей на общую сумму 17,9 млрд рублей. Сегодня в проекте участвуют 550 дилерских центров из 39 городов России, среди которых «Рольф», «АвтоСпецЦентр», «Автомир», Inchcape и др. Ежедневно на сайте представлены около 55 тыс. новых автомобилей от 37 популярных брендов.
Autospot — один из крупнейших в России автомобильных онлайн-агрегаторов, позволяющий приобрести нужный автомобиль в интернете без ожидания поставки. Инвесторами площадки являются, в частности, Mitsubishi Corp. и Mail.ru Group. В 2018 году через ресурс было реализовано свыше 11,5 тысяч автомобилей на общую сумму 17,9 млрд рублей. Сегодня в проекте участвуют 550 дилерских центров из 39 городов России, среди которых «Рольф», «АвтоСпецЦентр», «Автомир», Inchcape и др. Ежедневно на сайте представлены около 55 тыс. новых автомобилей от 37 популярных брендов.
В материале использованы иллюстрации: обложка — Ouch!
Читайте краткие версии статей в телеграм
Нажимая «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных
Новые материалы в вашей почте

Вам также понравится: