Используя наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее...
Ок, больше не показывать
Close

Что нужно знать, если вы выбрали дизельный автомобиль

22 января 2021 • Совет
  • /
  • /
Чем выше цены на бензин, тем сильнее желание автомобилистов открыть для себя новые грани топливной экономичности. Одним из вариантов сокращения расходов на горючее является покупка машины с турбодизельным агрегатом. Но это решение несет в себе как преимущества, так и некоторые неочевидные недостатки. Тема двигателей на тяжелом топливе крайне обширна. В этой статье мы в сжатой форме изложим основные конструктивные и некоторые эксплуатационные особенности данных устройств.
Приведенные цифры (включая стоимость и скидки) верны на дату публикации материала.

Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию
В этой статье:

Особенности конструкции

При ближайшем рассмотрении бензиновый и дизельный двигатели — почти братья-близнецы, оба имеющие кривошипно-шатунный механизм и систему газораспределения. Принципиальная разница между агрегатами двух типов, в первую очередь, заключается в способах приготовления топливно-воздушной смеси, ее подачи, воспламенения и сгорания. В дизельном двигателе воздух и топливо подаются в камеру сгорания раздельно. Порции горючего впрыскиваются под высоким давлением в конце такта сжатия уже после того, как засасываемый воздух разогрет до температуры немногим менее тысячи градусов. Солярка, соприкоснувшись с ним, сразу же воспламеняется. В свою очередь, воздух раскаляется до сверхвысоких значений благодаря степени сжатия, вдвое превышающей таковую у бензинового ДВС.

Нередко дизельные моторы обладают бóльшими ресурсом и запасом прочности, нежели бензиновые, и способны выхаживать сотни тысяч километров до капитального ремонта. Тем не менее, в среде автомобилистов бытует мнение, что современный дизель, отличающийся высокой сложностью исполнения и оснащения, не экономит, а дает в долг. Обусловлено оно, прежде всего, сложностью и дороговизной топливной аппаратуры. В основном это относится к топливному насосу высокого давления (ТНВД), который подает солярку к форсункам согласно определенной программе и под необходимым давлением. Недешевы и форсунки, в частности электронно-управляемые с электромагнитным или пьезоэлектрическим приводом клапанов, которые входят в состав современных аккумуляторных систем впрыска common rail и способны нагнетать огромное давление.
Как правило, в современных дизельных моторах применяется раздельная камера сгорания: топливо впрыскивается в дополнительные камеры, расположенные в головке блока цилиндров и соединенные каналами с «котлами». В ней происходит интенсивное закручивание воздуха и начинается процесс воспламенения, затем распространяющийся на основную камеру сгорания. Конструкция данного типа позволяет увеличить рабочие обороты и снизить шумность.

Менее распространенными являются моторы с неразделенной камерой сгорания. В них впрыск топлива осуществляется непосредственно в камеру сгорания, которая выполнена в поршне. Такие двигатели обычно имеют большой объем, отличаются вибронагруженностью и шумностью работы.

Свечи накаливания

Еще одной особенностью дизельного агрегата является отсутствие свечей зажигания. Они ему попросту не нужны, учитывая высокую степень сжатия и специфику воспламенения топливно-воздушной смеси. Зато есть свечи накаливания, которые, конечно же, не подают искру, а выполняют функцию электронагревательного элемента для облегчения холодного пуска. Они включаются в работу сразу же после старта зажигания и за считанные секунды разогреваются почти до тысячи градусов, тем самым поддерживая нужную температуру воздуха и топлива.

Коэффициент полезного действия

Представления о дизельном агрегате как о шумном, чадящем и вибронагруженном давно устарели. Современные моторы данного типа существенно опережают двигатели недавнего прошлого по экологичности, прогрессивности конструкции и отдаче, обеспечивая высокий крутящий момент и отличную топливную экономичность. Кроме того, по коэффициенту полезного действия двигатели на тяжелом топливе опережают бензиновые. Напомним, что КПД — это безразмерная величина, характеризующая эффективность системы в отношении преобразования или передачи энергии.
Коэффициент полезного действия у бензиновых моторов может достигать 30%, в то время как у их дизельных собратьев, оснащенных турбонагнетателями, подбираться к отметке в 50%. Секрет заключается в особенностях работы, специфике формирования топливно-воздушной смеси и характеристиках самого топлива. В результате мы имеем меньшие тепловые и механические потери: дизель эффективнее превращает энергию в механическую работу.

Почему дизельный двигатель «холодный»?

Обратной стороной высокого КПД мотора на тяжелом топливе является его низкая температура — прогревать дизель на месте бессмысленно, да и зимой в салоне бывает не особенно жарко. Дело в том, что массивные и прочные детали дизельного ДВС поглощают большее количество тепла. Другая причина заключается в сгорании топливно-воздушной смеси при постоянном давлении: она продолжает гореть, пока начинается движение поршня. При этом часть тепла тратится на ход поршня и поддержание давления. Также «холод» объясняется более скромными рабочими оборотами, при которых ниже механическое трение и, соответственно, выделяется меньше тепла.

Популярное

Что заливать в топливный бак?

Одна из причин дизелефобии заключается в опасениях заправиться некачественным топливом и вместо характерного тарахтения слышать лишь звук стартера, тщетно пытающегося запустить агрегат. Дизельное топливо, как и бензин, отличается в зависимости от сезонности: оно бывает не только летним, зимним, но даже арктическим для экстремальных отрицательных температур. Необходимость градации обусловлена реакцией на холод, которая проявляется не так, как в случае с более «термостойким» бензином. При отрицательных температурах солярка может начать мутнеть из-за кристаллизации входящих в ее состав парафинов. Чем холоднее за бортом, тем сильнее неподходящее для зимы горючее напоминает желе, препятствующее запуску двигателя.

Низкотемпературные свойства дизельного топлива включают в себя три понятия. Прежде всего, это температура помутнения, при которой появляются нерастворимые частицы. Предельная температура фильтруемости указывает на границу, после которой топливо перестает прокачиваться через фильтрующие элементы. Температура застывания указывает на значение, при котором углеводороды окончательно кристаллизуются и топливо никуда не течет.

Если летняя солярка не должна застывать при понижении температуры до −10 °С, то зимняя обязана держаться до −35° C, а арктическая — до −55 °C. Это в идеале. На практике случаются казусы с неприятными последствиями, ведь отличить некачественное зимнее топливо от летнего на глаз невозможно. Впрочем, есть решение: следует добавлять в топливный бак специальную добавку — антигель, снижающий температуру застывания и увеличивающий шансы запустить двигатель даже после заправки соляркой не по сезону. Прибегать к помощи антигеля, когда вместо топлива в баке находится вязкая субстанция, — занятие бесполезное. Лучше грузить автомобиль на эвакуатор и везти его в теплое помещение. Или ждать тепла.

Почему дизельный мотор идет вразнос?

Грохот работы на предельных оборотах, стена дыма из выхлопной трубы и водитель, бегающий вокруг взбесившегося автомобиля в панике, — примерно так выглядит разнос дизельного мотора. За забавно звучащим понятием скрывается катастрофический процесс самопроизвольного и неконтролируемого увеличения рабочих оборотов, обусловленный тем, что дизельный ДВС способен работать до тех пор, пока в камеру сгорания подается горючее. Случиться «дымовое шоу» может, например, после запуска. Одна из первопричин разноса заключается в проблемах с топливной аппаратурой, в частности с топливным насосом высокого давления. Последствия у неконтролируемого увеличения оборотов самые печальные: перегрев, заклинивание и даже взрыв агрегата.

Популярные дизельные автомобили на российском рынке

К распространенным у нас моделям относится внедорожник Toyota Land Cruiser Prado c 2,8-литровой «четверкой». В прошлом году среднеразмерная модель обновилась и получила более мощную версию двигателя, которая развивает 200 л. с. и 500 Нм. Альтернативой ему выступает Mitsubishi Pajero Sport, оснащенный двигателем объемом 2,4 л (181 л. с. и 430 Нм).
Среди кроссоверов с моторами на тяжелом топливе народной любовью пользуется Renault Duster, в активе которого маленький, но очень тяговитый 1,5-литровый агрегат (109 л. с. и 240 Нм), а также Volkswagen Tiguan с экономичным и достаточно динамичным 150-сильным двигателем объемом 2,0 л. Упоминания заслуживает корейская парочка Hyundai Santa Fe и KIA Sorento: автомобили делят мотор «два и два» (200 л. с. и 199 л. с. соответственно). Напомним, что KIA нового поколения сочетает дизель с преселективным восьмиступенчатым «роботом» с двумя сцеплениями. Комбинация появилась и на его модернизированном собрате, который выйдет на российский рынок в 2021 году.
Autospot — один из крупнейших в России автомобильных онлайн-агрегаторов, позволяющий приобрести нужный автомобиль в интернете без ожидания поставки. Инвесторами площадки являются, в частности, Mitsubishi Corp. и Mail.ru Group. В 2018 году через ресурс было реализовано свыше 11,5 тысяч автомобилей на общую сумму 17,9 млрд рублей. Сегодня в проекте участвуют 550 дилерских центров из 39 городов России, среди которых «Рольф», «АвтоСпецЦентр», «Автомир», Inchcape и др. Ежедневно на сайте представлены около 55 тыс. новых автомобилей от 37 популярных брендов.
Autospot — один из крупнейших в России автомобильных онлайн-агрегаторов, позволяющий приобрести нужный автомобиль в интернете без ожидания поставки. Инвесторами площадки являются, в частности, Mitsubishi Corp. и Mail.ru Group. В 2018 году через ресурс было реализовано свыше 11,5 тысяч автомобилей на общую сумму 17,9 млрд рублей. Сегодня в проекте участвуют 550 дилерских центров из 39 городов России, среди которых «Рольф», «АвтоСпецЦентр», «Автомир», Inchcape и др. Ежедневно на сайте представлены около 55 тыс. новых автомобилей от 37 популярных брендов.
В материале использованы иллюстрации: обложка — Ouch!
Читайте краткие версии статей в телеграм
Нажимая «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных
Новые материалы в вашей почте

Вам также понравится: