Используя наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее...
Ок, больше не показывать
Close

Катализаторы: как работают, зачем их вырезают и почему так дорого стоят

Саша Столяров, главный редактор
2 ноября 2021 • Гид
Катализаторы: как работают, зачем их вырезают и почему так дорого стоят
Саша Столяров, главный редактор
2 ноября 2021 • Гид
  • /
  • /
Большинству водителей нет никакого дела до того, зачем в автомобили устанавливают какой-то там «катализатор». Когда он выходит из строя, многие просто вырезают его, аргументируя это тем, что хуже точно не станет.

На самом деле, в современных автомобилях катализатор играет важнейшую роль в работе выхлопной системы. В этой статье мы разберемся, зачем он вообще нужен в автомобиле, как он связан с типом топлива, из чего он состоит и как устроен, а также почему его не стоит вырезать и можно ли на нем заработать.
Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию
Начнем с того, что под словом «катализатор» понимается каталитический нейтрализатор отработавших газов. Сегодня автопроизводители стремятся сделать свои автомобили как можно более экологически чистыми, так что нейтрализатор нужен для очистки выхлопных газов от вредных веществ, в изобилии содержащихся в них.
Очистка газов производится путем химических реакций. Для этого в них устанавливают блоки из керамики с сотовой структурой, которые покрыты тремя компонентами: родием, палладием и платиной. Эти драгоценные металлы платиновой группы окисляют оксиды углерода и углеводорода и восстанавливают окислы азота. И работают они тем эффективнее, чем выше температура. Внутри керамической сотовой структуры катализатора, покрытой одним из трех драгоценных металлов, температура поднимается до 850 градусов.

В современных автомобилях с бензиновыми моторами часто применяют трехкомпонентные катализаторы. В них для преобразования токсичного оксида азота в азот используют родий и платину.

Популярное

Процесс восстановления начинается по достижении температуры 250 градусов, а на максимальную эффективность катализатор выходит при 400–800 градусах. Чтобы трехкомпонентный катализатор работал наиболее эффективно, применяются датчики кислорода и электронная система подачи топлива, которые обеспечивают так называемый стехиометрический состав топливовоздушной смеси — идеальное соотношение бензина и воздуха, при котором на 1 кг топлива подается 14,7–14,9 кг воздуха.

Антикризисная подборка: автомобили от 1,5 до 2 млн рублей (часть 1)

У дизелей система очистки выхлопных газов чуть отличается. Долгое время дизтопливо считалось гораздо чище бензина, так как дизельные моторы выделяют гораздо меньше двуокиси углерода. Но опасность их кроется в саже, мельчайшие частицы которой собирают на себе канцерогены, опасные для человека. Поэтому в таких автомобилях устанавливается еще и сажевый фильтр.

Сажевый фильтр часто выполнен из карбида кремния, но он часто нуждается в очистке. В дизельных автомобилях можно найти специальную кнопку активации очистки сажевого фильтра. Через него прогоняется поток очень горячих отработавших газов, температура которых повышается путем подачи дизеля в цилиндры с запозданием. На более современных автомобилях очистка осуществляется автоматически.
Многие автовладельцы предпочитают избавляться от катализатора, когда он выходит из строя. Либо его керамический сотовый блок просто сыпется на куски из-за выхода ресурса, либо он просто запекается. В любом случае, это мешает нормально ездить из-за того, что выхлопные газы не могут нормально проходить через него.

Правда, если раньше катализаторы располагали под днищем автомобиля примерно в его центре, то сегодня их чуть ли не интегрируют в сам мотор — так они быстрее прогреваются и выходят на рабочую температуру. Так вот избавиться от мертвого катализатора, установленного по старой схеме, было проще — его либо просто вырезали и вваривали трубу, либо из него просто выбивали керамические соты.

Когда подешевеют автомобили? Покупать сейчас или подождать?

Если же катализатор встроен в выпускной коллектор, это может грозить попаданием разрушившейся керамической крошки в цилиндры. Как следствие — задиры и ускоренный износ поршневой группы. Часто такое происходит на низких пробегах до 50 000 км из-за плохого топлива или брака самих керамических сот.
Отсюда и большое количество желающих поскорее избавиться от этой бомбы замедленного действия, которая может неожиданно убить мотор, который не выбежал еще и 100 000 км.

Но делать так все равно не стоит: это вредно как для вас, так и для окружающих. И если ошибку «чек энджин» можно убрать, то от вони так просто не избавиться. Автомобиль начнет чадить в пробках и на холостом ходу. В задней части салона она будет ощущаться особенно остро. Пройти техосмотр такой автомобиль не может ни при каких условиях. Кроме того, вырезка катализатора — это слет с гарантии. Так что лучше действительно просто поставить новый.

Продажи автомобилей рухнули: что ждет российский авторынок

Про химию поговорили — теперь можно и про деньги. Очевидно, что раз в катализаторе содержатся драгоценные металлы, ценник на него может быть небедным. Действительно, новый катализатор для бюджетного «корейца» обойдется примерно в 50 000 рублей.

Именно поэтому за рубежом, а теперь у и нас активизировались катализаторные воры, которые просто вырезают их у преимущественно гибридных автомобилей, где зачастую стоит не один, а два катализатора.
Выплавить из всего блока хоть сколько-нибудь граммов драгоценных металлов — задача сложная, трудоемкая и дорогая. Реагенты и оборудование стоят столько, что работать вы будете себе в убыток. Поэтому воры их просто продают.

Но известен случай, когда в Японии накрыли целый цех по выделению из катализаторов палладия, платины и родия. Работа там была поставлена на поток, так что и прибыли у организаторов такого бизнеса все же были.
Читайте краткие версии статей в телеграм
Нажимая «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных
Новые материалы в вашей почте

Вам также понравится: